Поволжская академия святителя алексия
Христианское искусство
Виртуальная экскурсия по собранию репродукций Поволжской академии Святителя Алексия
(3 этаж)
Христианское искусство
Христианское искусство появляется одновременно с христианством.
Образы Иисуса Христа и повествовательные сцены из Его жизни являются наиболее распространёнными сюжетами.
Христианское изобразительное искусство имеет богатую историю, наследие которой включает в себя монументальную живопись, скульптуру, архитектуру и иконопись. Оно вдохновлено христианской верой, отражает библейские сюжеты и символику христианства.
Цель христианского искусства - наставление людей и приобщение их к духовным истинам, а также украшение христианских храмов.
Христианское искусство прошло через длительный путь развития, который берёт начало от древних христианских символов ранних веков и постепенно приходит к сложившимся христианским произведениям.
Художественные произведения, созданные под влиянием христианства, имеют глубокий смысл и вдохновляют людей во всех уголках мира.
Искусство Церкви базируется на догматических основах христианства, развивается благодаря сложившимся традициям (свод которых принято называть каноном) и изменяется во времени благодаря стилистическому разнообразию.
Особенности, периодизация и темы.
Раннехристианское
искусство


Раннехристианское искусство изучалось как часть византийского. Традиционные античные образы продолжали использоваться, но имели другой смысл. Можно сказать, что происходило становление нового изобразительного языка христианского искусства. Мозаика дошла до нас во фрагментах, но развитие стиля склонялось к схематичности и уплощённости, что заметно в трактовке одежд и в драпировках. В раннехристианском искусстве можно заметить такие особенности как: фронтальную ориентацию фигур и симметричное их расположение, а также акцентированные, крупные глаза
В галерею

Византийское искусство XI — XIII века: Палермо, Византия и
домонгольская Русь
В Византии, во время иконоборческих споров был сложен принцип иконы. Именно там была сформирована и сформулирована мысль о том, что икона, как выразился Иоанн Дамаскин, «есть видимый образ невидимого, данный нам ради слабости понимания нашего». Византийские иконы, особенно те, которые были написаны в Константинополе – это идеал иконы. Где присутствует золотой фон, внутренний свет, гармония.
Достигшая зрелости средневизантийская мозаичная живопись добилась того, что образы не отделены от зрителя "воображаемым оконным стеклом". Для византийского художника не существовало конкретной границы между миром абстрактных схем, символов и миром оптических ощущений. Пространство зрителя идентично пространству, в котором пребывают и действуют святые. Собственно говоря, византийская церковь является "живописным пространством" образов.
Основные памятники, относящиеся к домонгольскому периоду, которые принадлежат к XI – началу XIII века, представляют нам замечательное искусство.
Среди сохранившихся памятников живописи Киевской Руси следует отметить мозаики и фрески Собора Святой Софии в Киеве. Живописное оформление храма соответствует византийским канонам, что не удивительно: авторами мозаик и росписей были византийские мастера. Живописные композиции храма символизируют «церковь небесную» и «церковь земную». Одной из функций мозаик и росписей было просвещение: прихожанам зрительно представлялась евангельская легенда, показывалась небесная и земная иерархия.
В галерею
В галерею

Святая гора Афон
Византийское искусство нашло себе обезпеченное убежище в монастырях. Там, в большей безопасности от политических переворотов и нашествия чужеземцев, оно удержалось до наших дней. В числе греческих монастырей, самые знаменитые - монастыри Афонской, или святой Горы. Многие путешественники описывали очарование этой горной местности, сплошь покрытой лесами, сквозь которые, на каждом шагу, просвечивают голубые волны Средиземного моря. В афонских церквях, стены, с самого основания до вершины купола, покрыты изображениями. Каждый посещавший Святую гору, поражался этою массою фигур, покрывающих церковные стены и громоздящихся вдоль аркад и до глубины купола. Успенский собор Протата является самым ранним из всех сохранившихся на Святой горе Афон храмов и расположен в центре Кареи — столицы этого единственного в своем роде монашеского государства. Самый маленький, но ни чуть не малозначимый монастырь на горе Афон - монастырь Ставроникита украшают изумительные фрески прославленного Феофана Критского. Храм освящен в честь святителя Николая Чудотворца. В трапезной живописец изобразил 12 престольных праздников.
В галерею

Творчество Феофана Грека
Феофан Грек родился в Константинополе, столице Византийской империи, около 1340 года. Художник расписывал храмы в Константинополе, Халкидоне, Галате и других крупных городах Византии. В 1370-х Феофан Грек поселился в колонии Генуэзской республики — городе Кафа. Из его работ этого периода сохранились фрески в храме Дмитрия Солунского. Еще через несколько лет живописец переехал в Новгород (сейчас — Великий Новгород​). Там он и получил свое прозвище — Грек, или Греченин, которое ему дали из-за происхождения. В 1378 году по заказу новгородского боярина Василия Машкова Феофан Грек расписал церковь Спаса Преображения на Ильине улице​.
В конце 1370-х у Феофана Грека появились ученики.
Работы Феофана Грека 1380-х годов не сохранились. В начале 1390-х Феофан Грек переехал в Москву​. В эти годы Феофан Грек расписал стены в доме князя Владимира Храброго, двоюродного брата Дмитрия Донского. Вместе с иконописцем Симеоном Чёрным и учениками он расписывал церковь Рождества Богородицы на Сенях​. По заказу московских князей Феофан Грек оформил собор Святого Архистратига Михаила, который был разобран в 1505 году по указу Ивана III​.
В 1405 году Феофан Грек вместе с художниками Андреем Рублевым​ и Прохором с Городца украсил фресками храм Благовещения на Царских сенях. Для этой церкви он изготовил группу икон с изображением Христа. Эта работа стала первой, фигуры на которой изображены в полный рост. Точная дата смерти Феофана Грека неизвестна. Он умер между 1405 и 1415 годом в одном из городов Московского княжества.

В галерею

Золотой век
русской иконописи
В 80-х годах XIV века начинается Золотой век русской иконописи , это период духовного обновления под покровительством святого Сергия Радонежского. Иконы, написанные в тот период, излучают спокойствие, чувство сострадания и любви к ближнему. Гениальность русских иконописцев продолжала проявляться в XV и XVI веках, в период расцвета Московской, Новгородской, Тверской и Псковской школ иконописи.
В русской иконописи XV века, в эпоху наивысшего рассвета живописи, фигуры святых изображаются всегда бесплотными, они облачены в широкие одеяния, скрывающие пластику тела, лица у них округлые, индивидуальные черты нейтрализованы. Пейзаж сводится к простейшим формам, подвергнутым настолько большой стилизации, что они целиком утрачивают свой органический характер. Если вводятся архитектурные кулисы, то они не менее лаконичны и условны. В русской иконе есть пафос расстояния, отделяющего небо от земли, есть сознание умозрительности запечатленных событий и вещей.

В галерею
В галерею
8(8482) 24-93-49
ppi@pravtlt.ru
Для организации визита свяжитесь с нами по указанным контактам.
Поволжская академия Святителя Алексия
https://pravinst.ru/ 
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website