Фра Анджелико
Фра Анджелико, («Среди ангелов» с итальянского), оригинальное имя Гвидо ди Пьетро, также называемый Фра Джованни да Фьезоле и Беато Анжелико – один из величайших художников XV века, чьи работы в рамках стиля раннего Возрождения воплощают безмятежный религиозный настрой и отражают сильное классическое влияние. Он родился около 1400-го года в Виккьо, республика Флоренция, умер 18 февраля 1455 года в Риме. Большое количество работ, выполненных им, представляют собой алтари и фрески, созданные для церкви и монастыря Сан-Марко во Флоренции, в то время, когда он жил там.
Осенью 1912 года известный русский поэт XX века Николай Гумилев посвятил этому итальянскому живописцу целое стихотворение «Фра Беато Анджелико».

В стране, где тихи гробы мертвецов,
Но где жива их воля, власть и сила,
Средь многих знаменитых мастеров,
Ах, одного лишь сердце полюбило.
Пускай велик небесный Рафаэль,
Любимец бога скал, Буонарроти,
Да Винчи, колдовской вкусивший хмель,
Челлини, давший бронзе тайну плоти.
Но Рафаэль не греет, а слепит,
В Буонарроти страшно совершенство,
И хмель да Винчи душу замутит,
Ту душу, что поверила в блаженство
На всём, что сделал мастер мой, печать
Любви земной и простоты смиренной.
О да, не всё умел он рисовать,
Но то, что рисовал он, — совершенно.
А краски, краски — ярки и чисты,
Они родились с ним и с ним погасли.
Преданье есть: он растворял цветы
В епископами освящённом масле.
И есть еще преданье: серафим
Слетал к нему, смеющийся и ясный,
И кисти брал и состязался с ним
В его искусстве дивном… но напрасно.

Так писал поэт о художнике-монахе Беато Анджелико. Современникам же, наверное, имя художника Беато Анджелико малоизвестно. Кто это такой и чем он так затронул душу Гумилева? 18 февраля католической церковью отмечается День святого Фра Беато Анджелико, который считается небесным покровителем всех живописцев. День памяти блаженного монаха увековечил дату его смерти.
Настоящее имя католического монаха – Гвидо ди Пьетро. Исследователи предполагают, что он стал монахом, уже имея опыт художника. За свою манеру писать картины, стоя на коленях со слезами умиления, монахи прозвали его Fra Beato Angelico (Фра Беато Анджелико), что с итальянского переводится дословно как «Брат Блаженный Ангельский».
Фра Беато Анджелико успевал работать на благо монашеского ордена и вести художественную деятельность.
Крупный масштаб его художественной деятельности отмечен в цикле фресок алтарной росписи в 1428-1433 годах во флорентийском монастыре Сан-Марко, часть данных фресок вы можете наблюдать сейчас.
Еще при жизни Фра Анджелико стал одним из самых авторитетных и уважаемых художников Флоренции. Его несколько раз звали в Рим по личному приглашению глав католической церкви для росписи церковных зданий и дворцов. Анжелико не писал на светские темы, только на религиозные, он жил и работал для церкви. Он старался избегать греховных библейских сюжетов, выбирая более светлые, возвышенные истории, наполненные божественной любовью. Например, это были ясные лики Матери-богородицы, светлый праздник Благовещения. Один из его любимых цветов – розовый, символизирующий доброту, романтизм, невинность, любовь и чистоту.
Как колорист, Анжелико не имеет себе равных. Яркие цветущие луга, стройные кипарисы, прозрачность пейзажей, гармония городских колонн – это удивительно приветливый и светлый мир монаха, беззаветно верящего в бога, в глубоком поклонении ему.


Источник

Made on
Tilda