Иероним Босх
Иероним Босх (недерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch; около 1450—1516, родился и умер в городе Хертогенбос) - ярчайший представитель Северного Возрождения, художник, чья личность не перестаёт оставаться загадкой и через 500 лет после его смерти, а творчество - источником вдохновения для современных художников, дизайнеров, кинематографистов.
Особенности творчества художника Иеронима Босха: густонаселенность картин; смелая, безудержная фантазия в изображении монстров и ада реализована в канонических религиозных сюжетах; ловкое сочетание яркого визуального ряда с нравоучительным содержанием.
Картины художника Иеронима Босха – сложнейшие многофигурные ребусы, над решением которых бьются поколения искусствоведов. Его личность – такая же загадка, и честному биографу приходится использовать слово «вероятно» куда чаще, чем хотелось бы.
Предположительно он родился в 1453 году (большинство биографов осторожно говорит о 1450-х) в Хертогенбосе – одном из центров графства Брабант на юге Голландии. Это был крупный торговый город с оживленной рыночной площадью. Впрочем, музыку – не только ту, что исполнялась на колоколах и органах, - в Хертогенбосе заказывала католическая церковь. Вокруг нее вертелась местная экономика, с ней, так или иначе, были связаны любые проявления здешней культурной, интеллектуальной или светской жизни. Одним из основных градообразующих элементов было Братство Богоматери – влиятельная светско-религиозная организация, основанная в начале XIV века. Ван Акены обслуживали Братсво в течение двух столетий: Яну ван Акену приписывается авторство фресок в соборе св. Иоанна, множество заказов Братства выполнил и Антоний ван Акен. Семья не бедствовала: работая на Братство, Антонию удалось построить каменный особняк на главной площади города. Что касается Иеронима, первое упоминание о нем как о художнике встречается в архивах Братства Богоматери лишь в 1481-м. По меркам тех лет 28 – возраст для художника более чем зрелый. Это (в пользу такой теории говорит также отнюдь не поверхностное знакомство Босха с богословием) позволяет некоторым биографам сделать вывод, что живопись не была его первым выбором: изначально Иероним готовился стать священником.
Иероним унаследовал «семейный бизнес» и всю свою жизнь сотрудничал с Братством – расписывал алтари, оформлял торжественные шествия, делал эскизы витражей, амвонов и прочих паникадил.
Примерно в это же время Иероним Босх женился на Алейт ван ден Меервеен, происходившей из влиятельного и богатого рода. Это была выгодная партия – Иероним стал зажиточным землевладельцем и даже поучаствовал в судебной тяжбе с шурином, который счел себя обделенным. Суд вынес решение в пользу художника.
Трудно не заметить, что при всей своей иконографичности, стиль картин Иеронима Босха выходит далеко за рамки каких-либо канонов. В современной поп-индустрии существует такое явление как «христианский рок» - многие «богоугодные» коллективы звучат громче, чем ад, и мрачнее, чем апокалипсис. В определенном смысле их можно считать последователями Босха.
Само собой, столь своеобразный взгляд на мироустройство в сочетании с таким ярким талантом не могли остаться незамеченными.
Некоторые исследователи считают, что приблизительно в 1500 году Иероним Босх побывал в Италии.
В числе его заказчиков (помимо неизменного Братства Богоматери) было немало знатных вельмож. Картинами художника Иеронима Босха владели герцог Бургундии Филипп I Красивый, герцог Нассау-Бреда Генрих III, король Испании Филипп II. Едва ли современники понимали Босха. В лучшем случае вместо назидания и сатиры они видели теологические ребусы. В худшем – «страшилки», которые бодрят и щекочут нервы. Художник был для них хоррормейкером. Если бы в XV веке была известна такая технология, показывая картины Иеронима Босха, хозяева подавали бы гостям попкорн.
Он умер в 1516 году и был торжественно отпет как «выдающийся мастер» в соборе св. Иоанна.

Источник

Made on
Tilda