Фра Филиппо Липпи
Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi) – флорентийский художник и монах, учитель Боттичелли и обладатель одной из самых авантюрных биографий среди мастеров раннего Возрождения.
Липпи появился на свет в семье мясника Томмазо Липпи в Ардильоне – одном из бедных районов Флоренции, знаменитом разве что нахождением там крупной обители монахов-кармелитов. Своих родителей Филиппо не знал. Его мать Антония ди сер Биндо Серниджи скончалась в родах. Пару лет спустя не стало и отца. Сироту приютила тетка, Монна Лапаччи. Но она была небогата, к тому же рано осталась вдовой с тремя детьми на руках. Прокормить еще и племянника оказалось ей не по силам. По этой причине восьмилетний Филиппо был отдан послушником в кармелитский монастырь.
Монахи дали будущему художнику неплохое образование. Они были хорошими педагогами, вдумчивыми и терпеливыми. Но скоро вынуждены были смиренно признать: гуманитарные дисциплины даются Филиппо крайне плохо, а точные – идут сложнее. Вместо учения он, как говорит Вазари, «только пачкал всякими уродцами свои и чужие книги».
Только на уроках рисования Липпи вдруг становился собран и внимателен. Он обнаруживал явное дарование. Кармелиты подумали: если вырастить в своих стенах даровитого художника, незачем будет платить за росписи алтарей и стен людям со стороны. Ради такого дела Филиппо даже разрешили не посещать уроки.
В 1426-м году Липпи становится правой рукой настоятеля кармелитского монастыря в Сиене, а первые упоминания о нём как о знаменитом художнике датируются началом 1430-х годов.
Филиппо Липпи обладал уникальным мастерством рисовальщика. По-видимому, чувство линии и перспективы у него было врожденным: трудно, зная его любовь к жизни и нелюбовь к науке, представить художника за геометрическими штудиями, которым, к примеру, отдал полжизни его современник Паоло Уччелло. Но и без научного подхода фресковая живопись Липпи настолько удаляется от готических канонов и приобретает такую жизненную достоверность и конкретность, что о нём начинают говорить, будто в него «вселился дух Мазаччо».
Похвалы так вскружили Липпи голову, что в 1433-м году он оставил монастырь, выбрав жизнь вольного художника. О нескольких последующих годах в биографии Липпи нет точных сведений, зато есть множество интересных историй разной степени правдоподобности.
Липпи возвращается во Флоренцию. Здесь, на родине, мы вновь застаём его в монашеской рясе. Изголодавшийся по кисти и краскам художник хватается за любые заказы и работает с большим вдохновением. «Коронование Марии» для церкви Сан Амброджо приносит Филиппо признание коллег, но главное – близкое знакомство с всесильным политиком и банкиром Козимо Медичи Старшим, которого называют «крёстным отцом Ренессанса». Одно время Липпи даже считался его любимым художником.
С именем Липпи связывают несколько технических новшеств, важных для истории итальянской живописи.
Одним из первых среди мастеров эпохи Возрождения Липпи стал включать в композиции своих картин автопортреты. Его круглое лицо с несколько саркастическим выражением мы можем видеть на фреске «Коронование Марии», находящейся сейчас в галерее Уффици. Причём Липпи фигурирует на картине дважды: один раз в виде простого монаха, подпирающего рукой подбородок, второй – в виде епископа в зеленом облачении.
«Мадонна с Младенцем, ангелами, святыми и молящимися», которую Липпи написал по заказу кармелитов, считается первой в истории итальянского искусства религиозной сценой, вписанной в интерьер.
Последними работами Липпи стали росписи стен кафедрального собора города Сполето, посвященные жизни Девы Марии. Не закончив работу, Липпи скоропостижно умер в 1469 году.
Сын Филиппино, которому на момент смерти Липпи было 12 лет, под руководство Боттичелли стал весьма известным художником. В 1480-е годы Филиппино, бережно сохранив стиль Мазаччо, наконец, завершит роспись капеллы Бранкаччи, которая когда-то своим совершенством сделала художника из его отца, Филиппо Липпи.

Источник

Made on
Tilda