Рогир ван дер Вейден
Рогир ван дер Вейден (родился в Турне в 1399/1400 г., умер в Брюсселе в 1464 г.) входит в число значимых творцов пятнадцатого столетия: наряду с его предшественником Яном ван Эйком является основателем ранней нидерландской живописи. Деятельность ван дер Вейдена сконцентрирована на глубинном и скрупулезном освоении тонкостей и особенностей личности человека.
Особенности творчества художника Рогира ван дер Вейдена: львиная доля алтарных творений бельгийского маэстро демонстрирует трагические сюжеты Священного Писания. Раннему творчеству ван дер Вейдена еще не свойственно серьезное увлечение пространственной составляющей полотна. В творениях того периода живописец нередко обращается к монохромно-гризайльной технике, что имитирует резьбу. Вместе с тем, Рогир ван дер Вейден знаменит и как портретист. В большинстве своем художник запечатлевал образы людей высшего сословия. Образная интерпретация таких картин выражает господствующее желание раскрыть физический и духовный аристократизм личности. Изображая женщин, Рогир ван дер Вейден использует кардинально новый подход, стремясь акцентировать все внимание на грациозности и красоте модели. Он преподносит женщин, как образец чистоты, свежести, подчеркивает женственность каждой портретируемой.
Распространено предположение, что отцом художника был успешный предприниматель. Также исследователи сходятся во мнении, что Рогир ван дер Вейден учился у Робера Кампена. Единственное, что здесь удивляет – это поздний возраст, в котором живописец поступил на обучение. В тридцать лет другие художники того времени уже открывали свои собственные мастерские.
Обосновавшись в Брюсселе, творец добивается сразу и творческого, и материального успеха. У Рогира накапливаются солидные счета в банках, а в 1443 году он покупает два престижных коттеджа в самых фешенебельных районах бельгийской столицы.
Ранний период деятельности живописца представлен в большинстве своем произведениями на религиозную тематику. В отличие от его предшественника, Яна ван Эйка, который восторженно прославлял мир, в картинах Рогира ван дер Вейдена прослеживается трагизм. Это особенно заметно на полотне «Страшный суд», где поверхность земли – обнаженная безжизненная равнина, из которой появляются голые люди, вызванные звуками труб, чтобы в жутком томлении дожидаться участи, которая им выпадет.
Но по возвращении из Италии живописная манера художника заметно меняется. В композициях Рогира возрастает пространственность, больше внимания на полотне уделяется фону. Все чаще на картинах живописца прослеживаются евангельские сюжеты и символы.
Религиозные произведения ван дер Вейдена имели большой успех. Картины живописца активно копировали другие художники. Об этом свидетельствуют многочисленные копии, выполненные в пятнадцатом веке с его произведений.
Рогир ван дер Вейден как портретист
В отличие от картин ван Эйка, который изображал на своих полотнах преимущественно представителей бюргерского общества, портреты Рогира больше соответствуют вкусам аристократии. Именно ее художник чаще всего и изображал на своих картинах.
Работая над портретами женщин, принадлежащих к бельгийской аристократии, живописец идеализировал образы юных аристократичных красавиц. Чтобы передать их молодость и мягкость черт, Рогир использовал преимущественно светлые тона, оживляя их алым цветом. Все это делает произведения ван дер Вейдена настоящими шедеврами, которые известны по сегодняшний день, и вдохновляют своим особым волшебством других деятелей искусства.

Источник

Made on
Tilda